Андрей Хлывнюк: «Только вместе собравшись, можем сделать что-то хорошее»

Двадцать второго августа 2017 года Бумбокс презентовали новую пластинку «Голий король». Это третий мини-альбом группы за 13 лет. В активе Бумбокса пять номерных альбомов, альбом мешапов и неномерной «Все Включено». Сейчас группа находится в туре по Украине, на очереди Польша, Португалия, Испания, США и Канада. В конце сентября я застала Андрея в Киеве и не упустила возможности встретиться и поговорить с ним о том, какие песни пишутся, кто сейчас его музыкальный фаворит и почему у музыканта есть табу…

«Ты никуда не денешься от событий, которые происходят в стране и внутри тебя»

— Андрей, я прослушала новый альбом «Голий король» на одном дыхании…

— Спасибо, мне очень приятно, хотя в альбоме всего шесть песен, потому и на одном дыхании.

— Просто в этом альбоме четко чувствуется твое настроение, понимаешь, как ты его собирал, почему композиции выстроены именно в таком порядке. Но настроение альбома иное, нежели во всех предыдущих. На мой взгляд, на настроение повлияли события в нашей стране…

— Сравнивать не с чем, он не похож ни на какую другую пластинку Бумбокса. И на довоенные тем более. Ты никуда не денешься от событий, которые происходят в стране и внутри тебя. Они все равно найдут выход, и если это выход через песни, то песни будут именно такими. Представь, прошло двадцать лет, а Хлывнюк пишет одинаковые по настроению песни. Странно? Безусловно. Если спустя еще двадцать лет по альбому «Голий король» люди будут понимать, что происходило и в моей душе, и в стране, это неплохо.

— Мне очень понравился второй клип на заглавную песню альбома. Очень интересно там наблюдать за реакцией посторонних людей, попавших в поле зрения оператора.

— Да, это не игра, а живая реакция прохожих. Идея клипа «Голий король» была совместной – моей и Белорусского Свободного Театра. Простая абсолютно идея оказалась довольно непростой на выходе. Планировали как веселую акцию, где все всё понимают, а оказалось все немного не так.

— Очень философским получился и клип на песню «Колишня»…

— Да, это композиция не только о бывших любимых.  Это и о стране, и о жизни, которая в прошлом…

— В нынешнем туре на концертах ты исполняешь не только новые песни. Как формируется трек-лист?

— Многие не слышали еще ни этот, ни предыдущий альбом “Люди”, несмотря на то, что мы много гастролируем. Но, например, за границей у нас получается играть раз в два года, а пластинки выходят раз в год. И если в Польше и Германии мы уже играли альбом «Люди», то в США и Канаде публика услышит в этот раз оба альбома. Там я буду думать, что оставить в концерте, а что выбросить. Потому что за шесть или семь релизов количество песен, которые люди хотят услышать или напротив не хотят, такое, что составление трек-листа концерта для каждой страны очень индивидуальная история. Например, на бис я могу сыграть то, что заведомо не вставил в трек-лист концерта. После туров я понимаю, что можно какое-то время и не издавать новые пластинки, потому что концертная программа обновляется песнями, которые мне кажутся интересными – и в плане драматургии, и в плане актуальности. Многие зрители спрашивают, почему мы на концертах не играем свои самые ранние песни. Во-первых, играем. Во-вторых, есть многое, что хочется играть здесь и сейчас. Для меня важно, что на наши концерты приходят разные люди, которые любят такую музыку. Подчеркну – не мою, а такую!

— Песню на стихи Артема Полежаки «Болєльщик» ты написал в стиле регги. Получился настоящий хит. Ты впервые работал с текстом Артема?

— Я вообще его до этого не знал, случайно познакомился с ним в Интернете. Около полутора лет назад кто-то из моих друзей отметил меня в соцсети в посте, под которым кипел срач – простите, но это сетевой термин. Суть такова — Артем писал, что какая-то группа заказала у него песню, он песню написал, а группа говорит, что это совсем не хит. Думаю, прочитаю-ка я этот текст. Читаю «Болєльщик», только без припева – его потом я дописал, потому что песня получалась без футбольной тематики. Прочитал – и понял, что это супер-хит, что Артем фанат Гадюкиных, что у него есть самоирония, в общем, то, что я люблю. И я ему сообщил, что готов написать музыку и песня станет хитом. Он согласился — и получился «Болєльщик». Мне как раз не хватало в альбом такой песни. Все было серьезное, сосредоточенное и очень хотелось хоть какой-то веселой композиции. И вот она в эфире радиостанций.

«У меня очень много конкурентов в хорошем смысле слова»

— Андрей, группа «Бумбокс» сегодня на вершине. Вы играете во дворцах спорта, а почему не замахиваетесь на стадионы? Это зависит от тебя, от группы или от каких-то других обстоятельств?

—  Дворец спорта это и есть стадион! Ты имеешь в виду «Олимпийский»?

— Ну, стадионы есть в каждом городе.

— Так быстро курс доллара меняется, я никак не накоплю на аренду (смеется). Хотя мы играем на локальных стадионах по стране.

— «Олимпийский» дороже, чем Дворец «Украина» или Дворец спорта?

— Конечно, в разы!

— Отсутствие конкуренции для тебя – раздражитель или отрада?

— У меня очень много конкурентов в хорошем смысле слова. Я много раз говорил, что конкуренции в шоу-бизнесе нет и быть не может. Если только у вас нет амбиций типа того, чтобы создать двор по типу Медичи и держаться за него. Но все мы видим, к чему это приводит.

— Кто в музыкальном пространстве для тебя сейчас в тренде?

— Robert Glasper Experiment. Это в настолько высоком тренде, что у нас клуб не собрать. Еще Рэй Блант, хотя я все бы не так делал, но там такая энергетика и рифы, как я люблю.

— А из музыкантов в Украине?

— Гуцул Калипсо — молодцы, но у них сложно складывается карьера. Не скажу, что они супер-певцы или виртуозы-инструменталисты, но они реально крутые!  Есть еще Андрей Радько, который весь мир объехал гитарным техником с Бумбоксом. Он долго играл в команде, которую никто не знал, а теперь это популярная группа «Без обмежень». Я очень за них рад – отличные перспективы у ребят.

— Следишь за выходцами из Х-Фактора, в котором ты был тренером — группой EPOLETS?

— Они были в моей команде, но я не был их воспитателем. У них была своя задача в этом шоу, у меня своя. У них классная команда, я желаю им успехов, но за их творчеством не слежу. А кто у нас за кем следит? Если у тебя есть амбиции кого-то взять, помочь, получив взамен опыт и бонусы, тогда начинают следить. С обеих сторон.

— Но ты же O.Torvald продюсировал? Что эта практика тебе дала?

— Я не только их продюсировал. Еще был сопродюсером группы Pianoбой. Думаю, есть мой скромный вклад в то, что сейчас эти команды — хедлайнеры украинской музыки. Все это благодаря системной работе и хорошим записям. Pianoбой из гениального композитора Димы Шурова, о котором знали, как о бывшем участнике группы Океан Ельзи и клавишнике Земфиры, стал популярнейшей командой. Опыт работы с этими группами говорит о том, что нужно делиться своими знаниями. Потом тебе будет приятно на больших фестивалях заходить к ним в vip-гримерки и понимать, что это крутые музыканты.

— Зачем ты согласился два года назад на роль судьи в Х-факторе? Вроде бы талант-шоу не твой формат…

— Знаешь, у меня тогда были другие интересы, кроме выгодного контракта и эфиров. Мне, во-первых, нужно было понять, люблю ли я людей, и я понял, что не очень. Во-вторых, тогда появились в этом шоу живые рок-группы и это было главной причиной моего согласия на участие. Я хотел убедиться, что там будут живые выступления, и, конечно, думал, что найду кого-то себе.

— Мне всегда жалко тех музыкантов, которые попали в телевизор, благодаря таким шоу, а потом так же бесследно исчезли. Хотя сейчас поле непаханное у нас, после того, как освободилось пространство от гастролеров-соседей. Но где они, эти новые творцы?

— Ты же знаешь известный постулат, что нет пророка в своем отечестве. Не надо думать, что путем этого конфликта мы достигнем каких-то плюсов на творческой ниве. Все, кто популярны сейчас в Украине, включая и меня, в той или иной мере популярны и потому, что стали известны еще где-то.

«Мы сейчас выбираем между феодальными и постбуржуазными отношениями»

— Я слушала ваш новый альбом на iTunes, где за его скачивание нужно заплатить 3,99 доллара. Кто-то из менеджеров «Бумбокса» мониторит, какие страны качают «Голого короля»?

— Больше всего качает Украина, и это касается не только нашего альбома. Потом уже идут страны, где живут наши бывшие соотечественники.

— Сложно сегодня организовать гастроли в США и Канаде?

— В Украине сложнее. У них опыт организации гастролей двести лет, а у нас только двадцать пять. Хотя у нас есть уже профессионалы этого дела. Например, в прошлом или позапрошлом году наш тур в США организовывали Susy-продакшн. Нам понравился уровень организации. В Украине, после того, как началась война, большинство концертов мы организовывали сами и были довольны. Тур «Голий Король» мы отдали Virus Music и Concert.ua – отыграем и подведем итоги.

— По концертам нынешнего тура ты видишь, как меняется зритель в зале по возрастному цензу?

— Да, к сожалению, взрослых людей становится больше.

— Почему к сожалению? Тебя это не радует?

— Ну, с подростками тоже было неплохо (смеется).

— А из России поступают предложения о концертах?

— А какое сегодня это имеет значение? Мы туда не ездим все эти три года. Я во времена СССР был совсем юным, но даже я помню, что была кухонная и общественная жизнь. Сегодня там такая же ситуация. Дома у них одна жизнь, а по площадям носят портреты других людей.

— Ты ожидал от лидера «Басты» Василия Вакуленко такого неадекватного ответа на свое открытое письмо?

— Не ожидал. Думал, он скажет что-то из серии «я не знал, что посещение Крыма не через территорию Украины приведет к таким последствиям и мне запретят въезд в Украину». Но никак не ждал, что он напишет, что он богатый и знаменитый энтический украинец. Плевать! Почему там  считают, что в этом конфликте есть этническая составляющая? Это ведь и есть продукт пропаганды агрессора – этническая составляющая. Почему ты нарушаешь законы моей страны? Я же всегда старался законы твоей страны не нарушать – в этом суть вопроса. Он хороший продюсер и автор, но он живет в обществе, которое ест пропаганду, даже если он не смотрит телевизор. Так или иначе он попадает под это влияние и, видимо, считает нас наивными. Я никак не могу оправдать человека, который высказал высокомерие в ответ на свою же глупость. Но я стараюсь, и все, что мне приходит в голову, это то, что патриот своей страны будет до последнего пытаться оправдать какие-то мерзкие поступки в своих глазах. Чтобы самому не было противно жить в этом. Другого объяснения у меня нет.

— За два года коллектив Белорусского Свободного Театра (БСТ), известный режиссер и телеведущий Евгений Степаненко и Бумбокс провели в Великобритании ряд акций в поддержку Олега Сенцова и других политических заключенных. Расскажи об этом подробнее…

— Глава белорусского театра Коля Халезин гораздо глубже в информационном плане в этой теме. Он очень много сил прилагает для озвучивания реалий, происходящих в Украине и Республике Беларусь, за пределами наших стран. БСТ имеют вес и ангажемент по всему миру, к ним прислушиваются во многих странах. Когда Коле понадобилась музыкальная составляющая для акций в Великобритании, он предложил нам принять участие и мы сразу же согласились. Быть частью этого очень почетно и приятно. В 2015 году он впервые предложил нам принять участие в акции «Stagging a Revolution: I’m with the Banned». В рамках этой акции прошел концерт в Лондоне, в котором приняли участие Brutto, Pussy Riot, Бумбокс, Девид Гилмор, Джереми Айронс, Нил Теннант и другие.

В октябре прошлого года мы участвовали в дискуссии в Палате общин в Лондоне на тему «Свобода выражения в Украине», в знак солидарности с Олегом Сенцовым и другими политзаключенными. Таким образом мы пытаемся привлечь внимание мировой общественности. Кстати, к этой акции присоединился и известный голливудский актер Джонни Депп. Во время дискуссии было показано видео с  призывом освободить Олега Сенцова с участием актера Саймона Кэллоу, лауреата Нобелевской премии  писательницы Светланы Алексиевич, польского режиссера и председателя Европейской киноакадемии Агнешки Холланд, актера Уилл Аттенборо, режиссера Юрия Хащеватского, дизайнера и активиcтки Вивьен Вествуд. Как правило на эти дискуссии в разных странах приходят парламентарии, люди, которые занимаются этой темой, журналисты. Ведь те, как я их называю «швейцары», которые не разбираются ни в чем, способны только на кгбшные интриги. Я уверен, что акции и дискуссии, которые организовывает Николай Халезин и его друзья, сдвинут ситуацию с мертвой точки. Ведь если об этом не говорить, если об этом люди во всем мире не будут знать, то ничего не изменится. А так все видят портреты того же Олега Сенцова на зданиях парламентов, читают о нем, и понимают, что есть страна-агрессор, которая ни за что в 21-м веке может упрятать в тюрьму гражданина другой страны. Я посвящаю часть своей медийной активности именно этому – донести информацию до огромного количества адекватных людей. Только так – стучать во все двери и говорить о проблеме. Прецеденты, когда политзаключенных выпускали, есть, и не один. Там, в Великобритании, один из участников, филолог и журналист, рассказал историю, как он с друзьями давным-давно так же спасали молодого парня от преследований КГБ. Только это было в Чехии, и шансов не было никаких. И звали того парня Вацлав Гавел.

Андрей Хлывнюк во время дискуссии в Лондоне. Справа — ветеран АТО, режиссер, телеведущий Евгений Степаненко

— Андрей, за три года, прошедших после Майдана, у тебя есть разочарование тем, что происходит в Украине?

— А ты думала, как будет?

— Я верила в здравый смысл и совесть тех, кто пришел к власти на крови.

— Я представлял, что будет. В Индии был Ганди. В Сингапуре Ли Куан Ю. Сколько лет военной диктатуры им понадобилось? Ты готова на военную диктатуру? Мы военный переворот проходили ровно сто лет назад. Альбом «Голий король» о том, что Мессии нет. Мы все слабые, только вместе собравшись, можем сделать что-то хорошее. По одному не получится, так как у каждого есть свое слабое место. Мы сейчас выбираем между феодальными и постбуржуазными отношениями. Не идеальны ни те, ни другие, но первые совсем ужасные, а на вторые есть надежда. К сожалению, на земле рая нет, важно понимать, что для людей стало базисом. Какие табу у нас, и какие у них, тех, кого делегировали во власть. Для меня, например, изменения в том, что раньше не было такого количества волонтерских проектов, которые реально меняют страну. А сейчас у меня множество знакомых, работающих на благо Украины. Надеюсь, кто-то из них станет главой администрации, кто-то парламентарием,  а кто-нибудь и президентом.

— Спасибо за оптимизм! Встретимся на концертах Бумбокса!

Елена Гранишевская

Фото и видео предоставлены пресс-службой группы Бумбокс

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on Twitter