Дмитрий Шуров: «Я не люблю лицемерия»

Дмитрий Шуров — уникальный музыкант! Таких филигранных и тонко чувствующих музыку авторов и исполнителей в нашей стране можно пересчитать по пальцам одной руки. Он давно и прочно занял свою нишу в украинском музыкальном мире, и с каждым годом эта ниша уверенно  превращается в огромную вселенную под названием Pianoбой.

В октябре 2017 года Дмитрий Шуров и группа отправились во всеукраинский тур под названием «На вершине» по 14 городам Украины. О том, что ожидает поклонников и вновь приобретенных зрителей, Дмитрий Шуров объявил на старте тура: «Для меня концерты Pianoбой – это сеансы духоподъемной магии, которую через музыку испытывают все, кто на сцене, и все, кто в зале. Pianoбой обогатился новыми песнями и новыми людьми в команде. Наша piano-банда в расширенном составе покажет людям все, на что мы способны».

Перед началом тура мы с Димой встретились в уютном столичном кафе на Подоле, и поговорили на самые разные темы…

«Pianoбой пробился к своему слушателю без телевизионного лобби»

— Дима, как долго тебя уговаривали стать членом жюри нынешнего сезона Х-Фактора? Раньше ты никогда не был замечен в подобных телешоу.

— Да, я неопытный в плане телевидения человек. По сути, Pianoбой пробился к своему слушателю без телевизионного лобби. Но мне интересно учиться и познавать новое. В кругу продвинутой молодежи считается, что телевидение умерло, но как показывают мои наблюдения, это не так. Та часть зрителей, которая до сих пор смотрит телевизор,  не является костяковой аудиторией Pianoбой, и мне сложно было, конечно, не поддаться соблазну тоже оказать на них какое-то влияние. Потому что музыка – это дело всей моей жизни, а все, что я могу для нее сделать, стараюсь делать: рвать шаблоны, привносить свежее, новое и непривычное для массового слушателя. Поэтому решил рискнуть. Мы собираем все большие и большие площадки, к нам приходят не только девчонки с рюкзачками, а и целые семьи. Иногда девчонки приводят мам, а иногда мамы дочерей. Аудитория Pianoбой разрослась и уже не является такой хипстерской, какой была изначально. Поскольку любое дело я делаю на максимуме своих возможностей, уверен, это позитивно влияет на общий фон – и музыкальный, и эмоциональный. Пусть какие-то мои перегибы многим людям непонятны, пусть простой неискушенный зритель на меня выльет какой-то ушат дерьма за резкие слова или поступки. Но моя изюминка – это честность во всем, за это меня любит мой слушатель, и за это меня взяли в судьи Х-фактора. В общем, когда я понял, что могу принести пользу на шоу, рискнул попробовать. Будет этот опыт для меня положительным или губительным, покажет время.

С Настей Каменских в жюри Х-Фактора

— Губительным – ты имеешь в виду случай с разбитием гитары участника?

— Ну, к примеру, да. Простой слушатель видит в этой картинке только то, что злобный сноб Шуров обидел хорошего парня. А для меня в этой ситуации вопрос не в таланте участника. Спеть можно неудачно, перенервничать, дать петуха – это нормально! Но выйти петь на большую сцену, не настроив инструмент – это нечистоплотность и неуважение как к зрителю, так и к судьям. Это все равно, что дантист полезет вам в рот недезинфицированным инструментом. Подобное отношение к делу и людям меня внутренне коробит. Да, я перегнул палку, ответил слишком эксцентрично, но это – шоу. На шоу свои законы. К тому же, плохо я сделал только себе. Если бы не эта разбитая гитара, конкурсант бы даже не пошел в эфир, таких обычно отсеивают. А так он получил огромное количество внимания и шумихи, колоссальный шанс засветиться, показать людям какой-то свой материал на волне этого интереса.

— Это шоу будет идти на канале СТБ практически до Нового года.  Нашел во время кастингов для себя, с кем можно продуктивно работать в этом сезоне?

— Если говорить о музыкальной стороне вопроса, мне, конечно, интересно найти людей, которые будут иметь какую-то карьеру после Х-Фактора. То есть тех, кто не только по-настоящему талантлив, но и имеет характер биться лбом о стену шоу-бизнеса, чтобы в конце концов быть услышанным.

— С кем из коллег-судей тебе комфортнее всего?

— Знаешь, с Андреем Данилко мы оказались очень похожими в чисто человеческих взглядах. Хотя раньше мы никогда нигде не пересекались. Конечно, мне очень далеко до его жизненного опыта, я очень быстро понял, что мне повезло, что я сижу рядом с ним за судейским столом. Потому что его присутствие довольно сильно снижает пафос всего происходящего. У него фантастическое чувство юмора, энергетика, что мне близко и понятно.

«За мной всегда такая зона, где никто не рискует становиться»

— Сейчас у тебя тур по Украине с камерным оркестром. Почему не с симфоническим, например?

— Во-первых, я столько людей на сцене не выдержу. Это ведь целая музыкальная армия! Со мной ездит состав солистов, но есть несколько вариаций: пять человек Pianoбой, к которым добавляются академические музыканты в разных пропорциях — в зависимости от зала. Есть ведь разные залы – где-то стоят зрители, где-то танцуют, академисты часто не очень хотят ехать в такие залы. У них же супердорогие инструменты! У нас есть песня, где мы с барабанщиком меняемся инструментами. На этой песне наш Гриша (барабанщик) решил полить людей водой и случайно попал на старинную виолончель. После концерта у него были серьезные выяснения отношений с виолончелистом (смеется). Бывает, могу тамбурин запустить в зрительный зал. Или прыгнуть в толпу. Поэтому за мной всегда такая зона, где никто не рискует становиться, так как неизвестно, что там может произойти. В общем, я не хочу травмировать классических музыкантов нашим эксцентричным роком, и беру их только в самые красивые залы. Там у меня есть опция от трех до двадцати пяти человек – и солисты, и струнная группа. Какой состав будет в каждом городе тура, зависит от разных нюансов. Но уверяю – все концерты будут хорошими, потому что Pianoбой плохих концертов не дает. Мы ведь еще прекрасное световое шоу с собой везем с очень крутым художником по свету Артуром Гуриным. Я очень хочу достичь гармонии зала, состава, звука и света. Мне очень нравится то, куда все движется! Уверен, и зрители получат удовольствие.

— Дима, ты написал песню для фильма и сериала «Слуга народа». С чего началось ваше сотрудничество со «Студией Квартал 95»? Теперь все часто видят тебя на их концертах и фестивалях в качестве гостя…

— Нас объединяет история многих успешных проектов. Просто не всегда люди знают, что я в них участвовал. Началось все с «Вечернего Киева», когда кварталовцы решили делать эту программу для прайм-тайма. Я полностью сделал для нее всю музыкальную начинку, мы раззнакомились, и после этого они меня начали регулярно привлекать в свои проекты. Например, в какой-то момент им захотелось обновить заставку «Вечернего квартала». Они переписали видео, а я полностью переписал музыку с настоящим живым биг-бендом. Потом я написал гимн «Лиги смеха», потом у нас был совместный проект с «Золотым веком», где звучит моя песня «Кохання». Это все было до «Слуги народа», и меня всегда подкупало в ребятах то, что с ними легко в общении и они такие же двинутые на своей работе люди, как я. Мы говорили на любые темы – чаще всего я общался с Вовой Зеленским и Леной Кравец. В принципе, «Квартал» обладает уникальной способностью создавать даже в рабочее время легкую дружескую атмосферу, в которой всегда присутствует конструктив и самоирония. И вот однажды мне позвонил один из продюсеров «Квартала» и сказал, что нужна песня для фильма и сериала. Я попросил прислать видео из фильма. Мне прислали маленький кусочек, в котором Вова, в роли учителя, материт власть. Собственно, я сажусь и пишу песню. Вот и вся история!

— Ты с группой побывал и на их фестивале «Весело» в Турции…

— Это было круто! Я ехал туда, понимая, что буду там работать обезьяной, впрочем, как и все остальные селебрити. А на деле было очень здорово! В принципе, я отдыхать не люблю. Это очень странно, наверное, но я устаю от отдыха, особенно – в отелях all inclusive. Мы там сыграли концерт для отдыхающих, которые знали нас лишь по песне из «Слуги народа». После концерта мы там стали суперзвездами и ходить по территории отеля приходилось достаточно сложно (смеется). Потом прошли съемки в телеверсии фестиваля. Но между всем этим проходят игры «Что? Где? Когда?» с Александром Андросовым,  с утра все желающие бегут с ним же на 10-километровую пробежку,  кто-то делает зарядку с Василием Вирастюком, учится танцевать с Владом Ямой, играет в футбол с Алексеем Михайличенко. В общем, программа фестиваля – это уникальная возможность на деле соприкоснуться с крутыми профессионалами своего дела. Во мне это вызывает очень человеческий отклик.

— То есть ты за единение зрителей и артистов. По этому поводу вопрос: сегодня практически все известные люди имеют аккаунты в разных соцсетях, где активно делятся новостями из своей жизни. Раньше попасть в орбиту звезды было для поклонников чем-то заоблачным. Теперь любой может тебе написать все, что угодно, прокомментировать, потроллить. Ты считаешь, это нормально или все-таки дистанция должна быть?

— Очень сложно ответить, потому что это реальность. Это как отвечать на вопрос – помогает река Днепр или мешает. Я принимаю эти правила, а идти против течения нужно лишь в тех вопросах, которые для тебя являются принципиальными и приоритетными. Слава Богу, что не было соцсетей, когда я уходил из «Океана Ельзи» (смеется). Но ты же можешь закрыть свой аккаунт, забанить неадекватного человека. Каждый живет в каком-то балансе – между внутренним и внешним миром. Меня смущает не то, что любой   человек может обратиться, а то, что никто ведь не имеет понятия о том, какие же они на самом деле эти публичные люди. Все представляют какой-то фасад, фальш-панель, но не настоящего тебя. Большинство людей вглубь не копают, а довольствуются публичным образом. Каждый озабочен своими проблемами, но, тем не менее, они считают, что имеют право оценивать другого. Это меня удручает. Помню, когда только у нас появились первые аккаунты, меня удивляло, что даже наша первая трушная аудитория точно знала, что сказать — и когда нужно обгадить, и когда похвалить. Мы когда-то сделали большой пост «на картонке» об этом, наша костяковая публика  прониклась, и те, кто добавлялись, более открыто стали себя вести. Немного обидно, почему людей интересует валяющийся сверху знак плюс, а не вся остальная натура человека. Но самое веселое – это то, что виртуально люди тебя поливают грязью, а при реальной встрече приседают три раза и «ку» делают. Боятся!

— Это вечная тема сегодняшнего дня…

— Те, кто в комментариях рассказывает, как тебе петь или играть, после концертов приходят, просят фото на память, берут автографы и улыбаются. А я не люблю лицемерия. В этой реальности мне немного сложно, но иногда это и к лучшему – меньше разочаровываешься в людях, осознаешь, что они для тебя становятся, как пролетающий мимо самолет. Куда он летит – какая разница, пусть себе летит. Начинаешь более спокойно воспринимать критику, причем, даже от хороших знакомых или коллег.

«Мне очень помогло, что я в свое время увидел мир – это поменяло мою судьбу радикально»

— Я слежу за творческой жизнью вашего 14-летнего сына Льва Шурова —  по видео, которое Оля выкладывает на своей странице в соцсети. Понятно, что она выкладывает самую малость, но уже видно, что парень – крепкий мультиинструменталист. Более того, посмотрела ваше с ним путешествие по Лондону, и услышала его прекрасный английский…

— Да, природа его не обделила. Кстати, этот ролик о Лондоне монтировал тоже он.

— Ты ведь знаешь, что в нашей стране тому, кто выделяется, бывает сложно пробиться сквозь серость, которая прет со всех щелей…

— Ну, человек же не внезапно начинает выделяться – это начинается, как минимум, с детского садика. Его в первом классе какие-то странные преподаватели за прическу недолюбливали, например. Он поневоле тоже является частью нашей Вселенной, но я в нем не сомневаюсь ни грамма. Он самостоятельная личность, у него на все хватит сил и таланта, и в чем нужно, мы ему поможем. А вот о том, что на нем часто отражаются какие-то мои и, отчасти, Олины дела, мы переживаем больше. Наша задача сегодня сделать так, чтобы он пробовал себя – будет ли он делать что-то в музыке, режиссуре, архитектуре, а может медиком решит стать. Где он будет это делать, в какой точке мира – это его собственное решение. Мне кажется, сейчас интересно быть подростком! Есть масса прекрасных социальных программ, и, конечно, жизнь в столице тоже расширяет горизонты. Сына зовут выступать на разные концерты – и благотворительные, и за гонорар. Да что там – он выступал даже в американском посольстве!

— А если он придет и скажет, что прошел на какую-то программу обучения за рубежом и решил уехать на пару лет. Отпустите?

— Пока не научится во всех планах за собой следить – никуда не отпустим. Когда почувствуем, что он не только талантливый творческий человек, но и в состоянии о себе позаботиться – пожалуйста! Планета не так велика, как кажется. Это в 1997-м, когда я уехал в США, для моих родителей приехать ко мне в гости было фантастикой! Они каким-то невероятным образом собирали 50 долларов в месяц, чтобы отправить мне. Ведь правительство США давало мне лишь 100 долларов в месяц на учебу и этого не хватало совсем. На эти деньги нужно было купить костюм для хора, а я еще занимался бальными танцами, и обувь для этого стоила 120 долларов. Плюс учебники, которые там покупаются за свой счет. Леве и его ровесникам сейчас гораздо проще – куда бы он ни решил поехать. У нас во многих странах есть друзья, пространство мировое сейчас очень сузилось. Можно учиться на режиссера в Польше или во Франции, а снимать в Украине. Очень круто, если Лева не будет сидеть на одном месте. Мне очень помогло, что я в свое время увидел мир – это поменяло мою судьбу радикально.

— Если сравнить твои отношения с родителями и Левы с вами, они отличаются?

— Кардинально. У нас со Львом близкие отношения. В нашей семье так заведено, что мы втроем должны видеть взлеты и падения друг друга, мы не скрываем друг от друга свои негативные стороны. Этим мы очень сильно отличаемся от других семей, в том числе и моей, в которой я вырос. В 90-е годы было сложное время, и я знаю, что родителям приходилось нелегко, но они никогда не посвящали нас, детей, в свои проблемы. Мне кажется, что все-таки важно быть в курсе переживаний друг друга. Поэтому мы со Львом пытаемся насколько возможно долго сохранить эту схему, он полностью включен в дела семьи.

Коротко о Дмитрии Шурове:

Родился 31 октября 1981 года в Виннице. Учился во Франции,  в  лицее Огюста Ренуара  в  Лиможе,  а  также  в штате  Юта, США. Окончил Киевский  лингвистический институт.  Музыкант,  лидер группы Pianoбой  с  2009 года. В прошлом — пианист групп «Океан Ельзи  (с  2001 по 2004) и Esthetic Education (с  2004  по  2008),  в  2006—2009 годах был пианистом в группе Земфиры, продюсером ее альбома «Спасибо». Женат, Ольга Шурова – пиарщик и стилист, сын Лев Шуров. 

Елена Гранишевская

Фото из архива Дмитрия Шурова   

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on Twitter