Мария Бурмака: «На первом месте для меня всегда стоит музыка»

Она впервые заявила о себе в украинском музыкальном пространстве в 1989 году. Именно тогда Мария Бурмака взяла призовые места на двух фестивалях — «Оберег» и «Червона рута», и с тех пор ее популярность только набирает обороты. В 2019 году Народная артистка Украины, хрупкая девушка с гитарой, песни которой всегда пронизаны глубоким смыслом, отметит 30-летие творческой деятельности. И мне удивительно и странно, что за все эти годы, пересекаясь на различных концертах и многочисленных фестивалях, мы с Марией ни разу не пообщались. Но этот пробел я таки восполнила совсем недавно: мы встретились в Киеве, и за чаепитием не заметили, как проговорили более двух часов – обо всем, что интересно и чем живет удивительная женщина, талантливый музыкант, композитор, певица, тележурналист, педагог и неравнодушная к судьбе Украины Мария Бурмака…

Фото Дианы Месс

«Годы преподавания в университете я считаю благотворительностью»

— Мария, знаю, что ты из творческо-педагогической семьи и с детства росла в атмосфере музыки.

— Мои родители познакомились в Харьковском симфоническом оркестре. Папа вспоминал, что однажды на репетиции обратил внимание на красивую блондинку, которая почему-то водила смычком на сантиметр от струн. Как выяснилось – чтобы не лажать. И его это тогда покорило (смеется). Папа был скрипачом, а мама не любила играть, хотя окончила музыкальную школу по классу скрипки. Кстати, я никогда не слышала, как она играла. Но в оркестр мама тем не менее записалась. Она съездила в родные Прилуки, забрала оттуда свой инструмент и вернулась в оркестр. Родители очень любили друг друга, я родилась, когда им было чуть больше 20 лет. Я росла в атмосфере любви – друг к другу, к Украине, к делу, которым занимаешься в жизни. Перед моими глазами всегда был яркий пример родителей — талантливых музыкантов и педагогов. Вообще отец учился на историческом, а мама окончила биофизический. Преподавала физику и химию. Я впитала с детства любовь к учебе, к книгам, к поэзии, к музыке.

Мария с родителями

— Ты ведь еще совсем недавно преподавала в Институте журналистики Киевского университета?

— Да, четыре года в должности профессора. Защитила диссертацию по теме «Технологія створення ток-шоу українського телебачення 1993-2003 років». К тому времени я уже работала в журналистике, сама создавала телепроекты, участвовала во многих ток-шоу, всегда собирала все редакторские и режиссерские заметки. И постаралась в своей диссертации обобщить и совместить все эти выводы. Ведь когда я училась, никаких учебников и литературы на украинском языке не было вообще. Да и сейчас далеко не просто найти литературу по профессии, которая основывается на личном опыте журналистов. А мне и сегодня достаточно часто говорят, что мою диссертацию и статьи цитируют в других научных работах. Мне это очень приятно на самом деле.

— С чего началась тележурналистика для тебя?   

— Я вела программу на СТБ. Это была музыкальная тема, близкая мне — культура, информация, новости. Потом были ток-шоу «Рейтинг» и «Кто там». А затем была ведущей утреннего эфира, наша програма называлась «Чайник», это были первые годы существования канала, его становление. Однажды ко мне на эфир пришел ректор Института журналистики Анатолий Захарович Москаленко. Мы о многом разговаривали, и он после программы предложил мне поступить к ним в аспирантуру. Я так и сделала, а он стал моим научным руководителем.

— Ты к тому моменту была уже Народной артисткой Украины? 

— Нет, защитилась я в начале 2004 года, а звание Народной мне присвоили в 2009. Причем, я узнала эту новость в поезде — ехала в Харьков к родителям, мне позвонили из Администрации Президента. А делать программу «Культура. Информация.Новости» на СТБ меня пригласили в начале 1996-го. То есть мой стаж в журналистике — больше 20-ти лет. Журналистика всегда была интересна. Не секрет, что многие считают: певица – значит, дура. Вот мне хотелось сломать этот стереотип. Аспирантура была достаточно серьезной работой, и мне хотелось себе самой доказать, что я смогу! На защите кандидатской диссертации у меня были очень серьезные оппоненты, но я защитилась блестяще! Родители, кстати, не очень верили, что я доведу это до конца, особенно папа-профессор. Но на самом деле до конца своих дней он очень гордился этим моим достижением.

— И сразу получила работу в институте?

— Меня пригласили в Институт четыре года назад, в 2013 году. Мне было интересно, и я согласилась. Конечно, это не был материальный фактор. Я согласилась на треть ставки – это три пары в неделю. Просила, чтобы рабочим днем был всегда понедельник. Для музыканта, как правило, понедельник — это выходной день, да и съемки могла не ставить на этот день. На самом деле очень уставала, за первый год фактически создала свой авторский курс лекций. Это также было всегда темой разговора с папой, а он уже был очень болен. Он всегда советовал мне, да и мне это нравилось! Но когда в августе 2016 года папы не стало, я поняла, что пора завершать преподавательскую деятельность. В какой-то момент я просто от этого безумно устала. Я себе все доказала, поняла, что у меня это хорошо получается, но посвящать жизнь преподаванию больше не хотелось. Хотя мои студенты мне пишут до сих пор. Годы преподавания в университете я считаю благотворительностью.

«Я описываю в песнях свои чувства, и мне нравится, что могу это делать поэтически»

— Мария, ты всегда была протестной девушкой. Помню твое участие в Революции на граните в 1990 году – когда были массовые протесты и голодовки студентов. Власть тогда удовлетворила часть требований, а по завершении акции выступили ты и группа «Мертвий півень». Затем были Оранжевая революция и Революция Достоинства, и ты тоже всегда была в авангарде…

— Поскольку меня воспитывали в украиноязычной патриотичной среде, я знаю нашу историю и ее горькую сторону. У меня обостренное чувство справедливости, я вижу, что мой язык и мою культуру унижают. Помню, как классе в пятом мои одноклассники – а их было до шестидесяти человек одновременно — приходили к нам домой учить украинский язык. В прошлом году я была на юбилейной встрече одноклассников в Харькове, где все с благодарностью и теплотой вспоминали моих родителей и те встречи в нашей квартире. Говорят, что для них на всю жизнь Украина – это у Мани дома (родители называли Маней, Манечкой, Маняшей). Многие не понимают сегодня, чем грозило в те годы говорить на украинском языке в Харькове. Многих детей в школах травили за это. Видимо, с тех лет я закалила характер и воспитала обостренное чувство справедливости. Это касается не только социальной темы. Если вижу, что нужно вступиться за человека, которого незаслуженно обижают, я это сделаю. Причем, это чувство активизируется спонтанно, без всякого логического и меркантильного просчитывания ситуации. Что касается Революции на граните, в 1990 году я знала многих студентов Киевского университета, у меня с ними был общий дух. И когда они начали акции протеста на нынешнем Майдане Независимости, я понимала, что обязана туда поехать. Помню, как году в 1988 в Харьков приехал тогда еще студент Олесь Доний, у которого в кармане была записка с тремя номерами телефонов надежных людей в Харькове. Один из них был мой, хотя мы с ним на тот момент не были знакомы. Мне он тогда не позвонил, но до сих пор приятно, что студенческая «почта» меня записала в список надежных. Познакомились мы с Олесем где-то через год, перед фестивалем «Червона рута». А в 1990 прошли протестные акции студентов, которые назвали Революция на граните.

— Ты на тот момент еще жила в Харькове?

— Да, и собрала там всех, кого могла, чтобы поддержать ребят в Киеве. До сих пор помню те ощущения. Я всегда оказывалась в центре событий. Свои песни писала не про любовь-морковь, а всегда на социальные темы, и все они были украинолюбивые. В 2004 году с президентом Ющенко ассоциировали совершенно новый вектор развития страны, уже была надежда, что Украина пойдет по европейскому курсу. Поэтому все и вышли тогда на Майдан. Потом у меня была апатия и разочарование, но не в идее, а в людях. Написала песню «Я втомилась від цих революцій» — как по мне, месседж понятен. Но меня затравили тогда конкретно, дескать, было бы от чего уставать. Но я описываю в песнях свои чувства, и мне нравится, что могу это делать поэтически.

— Песни рождаются, как отклик на события?

— У меня не бывает такого, что я вот сижу и думаю: а не написать ли мне сейчас вот об этом. Все песни, звучавшие на таких социально-значимых сломах нашей истории, были написаны раньше. Например, под песню «Ми йдемо» все в 1990 году ходили под администрацию президента, а она была написана гораздо раньше этого.

— За ночь перед самой страшной ночью 2013-го года ты пела со сцены на Майдане…

— Честно признаюсь, мне было страшно. Я приехала туда с братом, который живет недалеко от Майдана, и который решил предложить тем, кто совсем замерз, пойти к нему отогреться. Был же лютый мороз! И тут меня увидел Андрей Парубий и попросил выйти на сцену и спеть. Как я понимаю, это было сделано для того, чтобы снять то моральное напряжение, в котором находились все, потому что уже что-то на площади происходило. Помню, Руслана делала со сцены зарядку с людьми, я пела, кто-то зачитывал важную информацию. Утром, часов в пять, я поехала домой и тут же упала спать. А потом узнала, что там начались страшные события. И мы с братом снова туда поехали.

— Это в тот день, когда начали звонить колокола Михайловского собора?

— Да, у меня до сих пор от воспоминаний мурашки по коже… Мы оставили машины в дальнем квартале, меня пропустили на Майдан по журналистскому удостоверению, а брату пройти не разрешили. В тот день я каждый час пела гимн и ставила «галочки», а затем посчитала, что провела тогда на Майдане семнадцать часов. К слову, многие потом спрашивали, зачем нужно было каждый час петь гимн. Психологи знают, что в моменты сложных психологических потрясений человек даже в личной жизни старается ухватиться за какие-то воспоминания, найти твердь. И я, когда ежечасно пела гимн, понимала – вот она наша твердь. Кстати, в тот день на Майдане артистов можно было пересчитать по пальцам одной руки – ведь реально было страшно и непонятно, что будет. Но я не могла там не быть!  И не потому, что я решила: все, принимаю участие в революции. Это какая-то моя ответственность за страну и людей.

Майдан Независимости. 2014 год.

«Музыка – это то, что дает мне счастье!»

— Мария, я перечислю сейчас вехи твоей деятельности, но мне интересно, как ты расставишь приоритеты? Итак, народная артистка, певица, журналист, профессор, телеведущая, социально-активная личность.

— На первом месте для меня всегда стоит музыка. Не столько сценическая деятельность, сколько авторская ее часть – задумка, написание музыки и текста. Кстати, я с пяти лет сочиняла стишки, придумывала какие-то мелодии, и меня всегда удивляло – почему другие этого не делают. Поэтому написание чего-то, что рефлексирует внутри меня — мой способ жизни. Могу ехать в машине, что-то приходит, я останавливаюсь на аварийке и на диктофон сразу записываю. Не понимаю, как жить без этого! На втором месте, наверное, журналистика. У меня сейчас есть собственный авторский проект «Культ: Экспресс с Марией Бурмакой». Он выходит по субботам утром на канале «Эспрессо» и UA:TV (наш канал иновещания), где я рассказываю о культурных событиях, прошедших в течение недели в столице, и даю анонсы на ближайшую неделю.

— Кто выбирает, о каких событиях рассказывать?

— Я, и руководствуюсь, как правило, своими предпочтениями. Например, снимали сюжеты о Дзуккеро и Андреа Боччелли, хотя, в основном, рассказываем об украинских артистах. И часто о тех, кто является нашей гордостью. Но крупные каналы предпочитает обходить такие имена. Например, не рассказывают о концертах известной скрипачки Богданы Пивненко, об открытии филармонических сезонов дирижера Романа Кофмана, даже об открытии сезона в цирке – там же фантастические люди работают! В общем, я постоянно в движении, знаю — где, что и когда происходит, а потом делюсь этим со зрителями. Причем, наша программа очень динамичная, у нас ни одна минута не пропадает даром!

— Практически все культурные мероприятия проходят по вечерам и до поздней ночи. У вас есть транспорт, который перевозит с одной локации на другую?

— Да, и это моя машина (смеется). В ней со мной ездят оператор с камерой GoPro, и редактор, которая решает все административные моменты. Когда мы едем на то или иное мероприятие, я прямо за рулем на камеру рассказываю, куда и зачем мы едем. Получается такой онлайн-анонс, а уже на площадке пишем интервью и снимаем репортажно концерты. Выходных практически нет, у меня ведь еще и собственные концерты проходят.

Работа над программой «Культ: Экспресс с Марией Бурмакой». С режиссером и худруком Театра на Подоле Виталием Малаховім

— Много предложений о концертах?

— Скучать не приходится. Езжу по Украине, приглашают за границу – была практически во всех странах, вот сейчас идут переговоры о выступлениях в Австралии. Концерт – это же не только выйти и спеть. Это еще и репетиции с группой GYPSY LYRE, которые мы проводим не менее трех перед каждым концертом. К слову, с ребятами я выступаю уже два года, а три года назад впервые их услышала и сразу решила, что хочу с ними работать. Музыка – это то, что дает мне счастье! Я занимаюсь ею с семи лет и благодарна родителям, что они отдали меня в музыкальную школу.

— У тебя в Фейсбуке 5 тысяч друзей и 50 тысяч подписчиков – это огромная аудитория, у многих СМИ сегодня нет столько читателей…

— Это ответственно и приятно. Я иногда могу написать что-то очень личное, но мои подписчики корректные и воспитанные люди, все понимают. Может же мне взгрустнуться вечером? (улыбается) Фейсбук – некий способ общения с миром.

«Таких эмоций и встреч я не получу ни в одной стране мира!»

— В 2011 году ты написала и выпустила детский альбом песен на стихи украинских поэтов. А потом был мюзикл, где ты сыграла и спела главную роль…

— Написал пьесу Дэн Гуменный, в которую вмонтировал фразы из моего детства, и затем был поставлен мюзикл «Мама сказала ні». Очень интересный яркий комедийный мюзикл для детей получился. Уже третий год он идет и всегда с аншлагами. Я там играла маму всех персонажей — в разных реинкарнациях, и пела. Мне пришлось дописать две песни для двух героев, которые послужили идеей для написания второго детского альбома. Я этот альбом сочиняла со своим папой, и он успел услышать все песни до ухода из жизни – я под гитару ему их исполнила. Дети в зале поют все песни, правда, я уже там не играю – времени сейчас совсем не хватает.

В спектакле «Мама сказала «ні»

— Знаю, что мой земляк – известный саунд-продюсер Вадим Лисица, предложил тебе сотрудничество. А мне он пообещал, что скоро я услышу новый саунд в песнях Марии Бурмаки…

— Знаешь, когда я надумала после этих детских альбомов снова делать серьезную взрослую музыку, то решила, что мы должны работать именно с Вадиком! Мы с ним познакомились, будучи в жюри детского «Евровидения». Общались, обсуждали сотрудничество с певицей Alyosha – подумали, что она могла бы исполнить в своем стиле некоторые мои песни. Но потом я поняла, что нужно самой с ним посотрудничать. Написала десять новых песен, отправила ему, он тут же ответил, что ему все понравилось и предложил записать их с ним на его студии. Кстати, одну из новых песен я подарила Тоне Матвиенко, а потом узнала, что саунд-продюсером этой композиции тоже будет Вадим Лисица! Он удивительный человек, музыкант, и понимает, как сегодня делать качественный саунд. Сейчас идет совместная работа над моими новыми песнями и надеюсь, в этом году представлю их поклонникам.

— Ты уже около тридцати лет на сцене, более десяти лет занимаешься журналистикой. В твои профессиональные журналистские интересы входит и знакомство с новыми украинскими исполнителями. Можешь сказать, кто на тебя в последние три года произвел яркое впечатление?

— Дело в том, что я до всех нынешних событий в стране в течение трех лет делала программу «Музика для дорослих» на канале ТВі, где было только живое исполнение. Эта передача длилась от полутора до двух часов, там выступали как известные артисты и коллективы, так и академисты или акустические музыканты, чего нигде больше на телевидении не было. Например, сегодня афишами украинского Национального оркестра радио под руководством дирижера Владимира Шейко заклеены все города Китая и билетов достать невозможно! Кто знает в Украине фамилию Шейко? Их же здесь никто не показывает, а я показывала! Поэтому о тех группах, которые сейчас становятся популярными в нашей стране, я знала давно. Навскидку перечислю: «Один в каноэ», «Вивьен Морт», «Фиолет», «308», «Рокаш» из Ужгорода, «Без Обмежень», и, кстати, прекрасная Катя Чили, которой какое-то время не было видно и слышно нигде — до Голоса Країни! Это те музыканты, которые работали и раньше, но лишь сейчас их можно слышать на радио, а через какое-то время, наверное, их будут показывать по телевидению. Поверь, у нас много разной музыки и прекрасных музыкантов!

— Мария, ты считала, сколько за творческую жизнь альбомов выпустила?

— Я не мыслю сейчас альбомами! Что такое альбом? Это некий жизненный этап, какое-то звучание, определенные музыканты. А есть еще песни, которые ни в какие альбомы не входили. Знаю, что у меня около ста пятидесяти песен, а вот альбомы – ну, где-то 11-12, не считая детских. Альбомы на дисках сейчас никто не покупает, это уходит в прошлое, потому что есть онлайн-ресурсы, которые тут же скачивают песни и выкладывают в открытый доступ в Интернет. Все уже мыслят синглами, хотя, наверное, нужно будет записать альбом — как подарочный вариант.

— Сейчас многие уезжают из Украины на заработки, цены на все растут, тарифы повышаются. Представим, что музыка и журналистика не приносят тебе средств к существованию. Чем ты еще можешь зарабатывать?

— У меня есть диплом швеи-мотористки второго разряда! Умею кроить, строчить, пошить изделие (смеется). В школе когда-то шила себе на каждый день разного цвета модные брюки. У меня есть крутая швейная машинка, которую несколько лет назад подарили друзья – и Сашко Положинский среди них. Но не думаю, конечно, что до этого дойдет. К слову, при том, что я человек востребованный, известный, написала множество песен, я зависима от очень многого – вдохновения, настроения, от чего-то, что может уйти. И журналистикой я начала заниматься тогда, когда поняла, что иногда не в силах оседлать Музу и не могу поставить это на денежный поток. Музыка — это некий альтруизм, стоический труд. Все это время людям интересно слушать меня, ходить на мои концерты… Я благодарна судьбе за это! Ну, и если попросить, чтобы назвали имя женщины с гитарой, то назовут, скорее всего, меня. И это тоже дорогого стоит!

— Ты побывала во многих странах — и с концертами, и с путешествиями. У тебя в последние годы не возникало желания уехать насовсем?

— Я жила в разных странах, в некоторых по два-три месяца, есть потрясающе красивые и комфортные страны, но никогда не хотела уехать из Украины навсегда. Есть такие вещи, которые ты никогда не приобретешь, не найдешь и не купишь в любой другой стране. Это касается и всех, и меня лично. Вот я иду по Подолу – и вдруг навстречу бежит ребенок, который кричит родителям: «Мама, смотри – это же тетя из «Мама сказала ні»! Они не знают, что я Мария Бурмака, Народная артистка Украины, но таких эмоций и встреч я не получу ни в одной стране мира! А ведь это и есть престиж и отдача от того, что ты делаешь. Да, в нашей стране очень сложно материально. Например, иногда лечение — это непосильно финансово и тяжело, но ведь везде есть свои сложности. Я счастлива, что достойно провела последние годы с мамой и папой, сделав для них все, что могла и даже больше. Мы с братом были до конца рядом с ними. Не представляю, если бы в эти моменты я находилась в другой стране. Я счастлива, когда выхожу на стадион – и все поют вместе со мной мои песни. Где еще такое будет? Поэтому для меня вопрос отъезда не стоит на повестке дня. Патриотизм – это не лозунги, это когда ты физически и духовно чувствуешь себя частью ландшафта, города, улицы, на которой живешь.

— Все твои песни говорящие, они с глубоким смыслом. Сегодняшний свой период жизни какой из них ты бы охарактеризовала?

— Часто вспоминаю свою песню «Не бійся жити», но дело в том, что я и сейчас пишу. Пишу о том, что происходит в жизни, называя вещи своими именами. Что-то звучит прямолинейно – я не люблю бантиков и жеманства. Я не буду представлять себя в песнях девочкой 18 или даже 28 лет. Есть уже жизненный опыт, об этом я и буду рассказывать со сцены. В общем, надо подождать, пока я их запишу, а потом все услышат, как я характеризую сегодняшний свой период жизни (смеется).

Мария с группой GYPSY LYRE

Елена Гранишевская

Фото Дианы Месс и из архива Марии Бурмаки

 

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on Twitter