Памяти талантливого Человека, Художника, Урбаниста, Галериста Юрия Баранника.

Это интервью было опубликовано в нашей газете в 2016 году, в десятилетнюю годовщину известной галереи Юрия Баранника – инициатора и куратора многих культурных событий в Запорожье. В его арт-галерее «Barannik», ранее носившей название «Ленин», постоянно проходили выставки лучших художников Украины, удивительно теплые вечера и встречи с замечательными творческими людьми. Именно Юрий – создатель ставшего популярным в Украине фестиваля Лэнд-арт, композитор, художник, урбанист, мастер по реставрации фарфора. Он занимался разработкой нового дизайн-кода города, который бы отличал Запорожье от других городов Украины.

6 ноября 2019 года его беспокойное сердце остановилось. Для всех известие стало шоком… Это интервью — в память о прекрасном и талантливом Человеке. Очень хочу, чтобы дело жизни Юрия Баранника не ушло вместе с ним, а продолжилось его родными, друзьями, соратниками…  

«Я все эти годы ускорял процесс декоммунизации»

– Юрий, вы технарь по образованию, но именно вам удалось создать галерею, которая за десять лет работы провела наибольшее количество выставок известных художников.

– Я всем говорю, что я дилетант – и по Ожегову, и по Далю: они написали, что дилетант – это человек, который разбирается во всех областях человеческой деятельности. Я, будучи технарем по образованию, всегда писал рассказы, песни, у меня даже пластинки выходили. Знаком с Александрой Пахмутовой, а моим педагогом в консерватории был композитор Олег Иванов, написавший песню «Товарищ» («Я песней, как ветром, наполню страну»). У меня была группа, с которой мы играли на больших стадионах, участвовали в фестивалях, мои ученики в 70-х годах играли в группе «Лейся, песня». Я всегда занимался живописью, писал картины, как говорят, был творческой личностью.

– Когда вы переехали в Украину?

– После окончания Новосибирского технического университета попал в Тольятти, куда отобрали сто лучших выпускников из всех вузов СССР. Три года там отработал, но город мне не нравился – истории там никакой нет. У людей было два праздника в месяц – аванс и получка, больше ничего интересного. В 1980 году оттуда сбежал к брату в Киев, там мне предложили работу начальника бюро программирования на атомной станции в Припяти. Видимо, я шестым чувством понял, что мне туда не надо (смеется). И решил переехать в Запорожье, на родину отца – мои предки тут жили с XIX века. Работал в «Днепроэнерго», в свободное время играл на танцплощадках. Но в те годы не очень с работой тут складывалось, меня переманили в Беларусь. Там я пожил лет восемь, часто ездил в командировки в Калининград, хотел даже переехать жить туда. Но, кроме могилы Канта, меня ничего там не впечатляло. И в 1993 году я принял решение вернуться в Запорожье.

– С чего тут начинали?

– С государственными структурами не стал связываться. Сначала создал центр научно-технического творчества молодежи, потом у меня были строительные компании, дизайн-бюро, сувенирные фирмы. Продолжал создавать арт-объекты, писал музыку, рассказы. В начале 2000-х у меня уже был большой круг друзей – художников, музыкантов, архитекторов. А в 2006 году открыл галерею «Ленин».

– Которая на десятом году жизни переименована и названа в честь ее создателя – «Barannik»!

– Я все эти годы ускорял процесс декоммунизации. Ведь я специально назвал галерею «Ленин», чтобы развенчать мифы о нем, нивелировать отношение к нему. Изначально ко мне ходили коммунисты, приносили полные собрания сочинений своего кумира, картины, пластинки с его голосом. Продолжалось это года два, а потом они поняли, что галерея и ее деятельность совсем не Ленину посвящена.

«Бороться со жлобством, хамством, бескультурьем – моя задача»

– Юрий, вы согласны с утверждением, что в Запорожье современное искусство не особо востребовано?

– Знаете, мне в 2000 году приснился вещий сон: будто наша страна катится в культурном плане в какую-то яму, дикторы по телевидению матерятся, в школах учителя преподают на фене. Я во сне понимал, что должен делать все, что в моих силах, чтобы это изменить. Две недели после этого сна приходил в себя, а потом понял, что бороться со жлобством, хамством, бескультурьем – моя задача. По-моему, у меня неплохо получается. В 90-х выпустил диск, на котором собрал записи известных запорожских музыкантов. Он разошелся по городу, Украине, даже уехал в Канаду и США. Потом занялся подсветкой города – афиши подсвечивал, делал световые инсталляции, провел фестиваль ледяных скульптур. По поводу востребованности людей искусства в Запорожье… У нас нет живописной школы, как в Одессе или Львове, например. Да и спроса нет – более-менее талантливые уезжают учиться в те города, в которых давно существуют профильные вузы и художественные академии.

– Все эти десять лет вы только вкладываете деньги в галерею. Вход для посетителей всегда свободный, прибыли она не приносит. Как вам удается столько лет удерживать галерею на плаву?

– Вообще, галерея – это магазин картин. Во всем мире функция галереи – пропагандировать художников и продавать их работы. Мы представляем разных художников, картины которых стоят от 50 долларов до нескольких тысяч. Когда у нас проходят выставки, каждый художник оставляет для продажи несколько картин. Когда они продаются, эти средства идут на содержание галереи. С моей пенсией я не могу ее содержать. У меня выставляются, в основном, известные художники, среди которых мало запорожских. Я делаю это для того, чтобы показать, к чему нужно стремиться.

 

– Вы думали, чем заменять сейчас снесенные памятники?

– А у нас разве были памятники? Поймите, у нас нет спроса на культуру в Запорожье! Вы знаете, что с 1911 года существует проект памятника Тарасу Шевченко, который должен быть установлен напротив театра имени Магара? Уже более ста лет его не могут поставить. Тогда городская управа предлагала горожанам собрать деньги на установку – не смогли. Ни тогда, ни сейчас никому не нужно! Смешно было во время выборов наблюдать партийные транспаранты «Запорожье – лучший город Украины». Какое-то жлобство и хамство! Сейчас должны собраться архитекторы, художники, дизайнеры и распланировать город: показать, где будут парки, где памятники, где пешеходные зоны. Потом объявить конкурс на лучший проект, пусть горожане выскажут свои мнения. У меня есть 65 проектов, которые украсят город. Но у нас нет даже главного архитектора! О чем говорить дальше?! Более того, нет даже утвержденного плана развития города в этом направлении.

– Так давайте выберем талантливого человека на эту должность из тех, кому доверяет культурная общественность Запорожья!

– Мы написали уже письмо мэру от общественников – что должен быть открытый конкурс на должность главного архитектора. Сейчас очень важно поставить толкового архитектора, который бы комплексно смотрел на развитие города и впитывал все мнения. Пока, к сожалению, наш город воспринимают как индустриальное село. Треть населения живет в частном секторе, когда смотришь, например, с дамбы на эти домики, на душе тоскливо. Дым клубами садится на зеленую травку, на абрикосы, и люди в этом живут. «Причесать» бы это село, сделать там нормальные дороги, подъезды к домам, поставить красивые заборчики. Но это должна быть инициатива горожан! У нас прекрасный южный курортный город! Если убрать дым, очистить воду, сделать город привлекательным, к нам будут приезжать туристы. Я делаю для этого все, что могу!

                                                                                                                                            Елена Гранишевская

                                                                                     Фото Александра Прилепы и Сергея Лаврова

 

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on Twitter